VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Организационно-экономические механизмы, используемые для привлечения иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013003
Тема: Организационно-экономические механизмы, используемые для привлечения иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ВИД МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ	6
1.1. Сущность и виды международной трудовой миграции	6
1.2. Преимущества и недостатки международной трудовой миграции для страны донора и страны реципиента.	9
1.3. Специфика интеллектуальной миграции как вида международной трудовой миграции	11
2. ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ	16
2.1. Анализ динамики и структуры международной трудовой миграции на современном этапе	16
2.2. Проявления проблемы утечки умов в мировом масштабе	20
2.3. Зарубежный опыт регулирования интеллектуальной миграции	23
3. СПЕЦИФИКА ПРОБЛЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ	26
3.1. Динамика и структура интеллектуальной миграции в РФ	26
3.2. Социально-экономические последствия утечки умов в РФ	28
3.3. Перспективные направления решения проблемы утечки умов в России	30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	35



ВВЕДЕНИЕ
     
     В условиях глобализации мировых экономических отношений, перехода многих развитых стран к высокотехнологичному инновационному производству возрастает роль человеческого капитала в решении проблемы ускорения экономического развития. При этом проблема нехватки собственной квалифицированной рабочей силы существует практически в любой стране мира.
     Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что среди основных современных направлений международной миграции характерным является увеличение доли мигрантов с высоким уровнем образования и квалификацией. Интеллектуальная миграция является неотъемлемой частью определенного уровня развития мирохозяйственных связей и наиболее полно проявляется в качестве характеристики инновационной постиндустриальной экономики. Для данного исследования был выбран такой раздел, входящий в широкую трактовку понятия интеллектуальная миграция, как миграция квалифицированных и высококвалифицированных специалистов (ВКС).
     На основе анализа мирового опыта, проведенного в работе, можно сделать вывод, что миграция высококвалифицированных специалистов распространена практически во всех странах, однако носит ограниченный характер из-за специфики экономических систем и положения в конкретном государстве. Тенденции в изменениях подхода к привлечению и закреплению в национальных экономиках высококвалифицированных и опытных специалистов заключаются в различиях в миграционной политике, ориентированной либо на спрос, либо на предложение рабочей силы.
     По прогнозам специалистов Росстата, в ближайшие 15 лет в России будет складываться неблагоприятная демографическая ситуация из-за сокращения численности трудоспособного населения1. Этот демографический провал в экономике может быть возмещен с помощью наращивания производительности труда и импорта специалистов в наукоёмкие предприятия и учреждения. С экономической точки зрения именно этот вид миграций является наиболее важным для страны.
     Проблематика миграционной политики и привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов на сегодняшний день актуальна для мировой экономики. Механизмы регулирования международной трудовой миграции в целом и миграции квалифицированных и высококвалифицированных специалистов в частности рассматривались в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Среди них необходимо отметить Н.А. Волгина, О.Д. Воробьеву, Ж.А. Зайончковскую, М.Б. Денисенко, В.А. Ионцева, И.В. Ивахнюк, А.Н. Каменского, Р.П. Колосову, Е.С. Красинца, И.А. Малаху, О.А. Парфенцеву, Е.Е. Письменнyю, Л.Л. Рыбаковского, С.В. Рязанцева, А.П. Судоплатова, А.В. Топилина, М.Ф. Ткаченко, Е.В. Тюрюканову, О.С. Чудиновских и других.
     Цель исследования – выявить особенности и тенденции международной миграции квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы и разработать рекомендации по совершенствованию организационно-экономических механизмов привлечения таких специалистов для модернизации экономики и инновационного развития России.
     Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
     рассмотреть сущность и виды международной трудовой миграции;
     раскрыть преимущества и недостатки международной трудовой миграции для страны донора и страны реципиента;
     показать специфику «утечки умов» как вида (или проявления) международной трудовой миграции;
     проанализировать динамику и структуру международной трудовой миграции на современном этапе;
     оценить проявления проблемы утечки умов в мировом масштабе;
     охарактеризовать зарубежный опыт регулирования интеллектуальной миграции;
     исследовать динамику и структуру интеллектуальной миграции в РФ;
     определить социально-экономические последствия утечки умов в РФ;
     выявить перспективные направления решения проблемы утечки умов в России.
     Объектом исследования в настоящей работе являются процессы миграции иностранной квалифицированной и высококвалифицированной рабочей силы. Предметом исследования служат организационно-экономические механизмы, используемые для привлечения иностранных квалифицированных и высококвалифицированных специалистов.
     Информационно-статистическая база исследования. Источниками данных для настоящего исследования послужили статистические материалы российских и международных организаций (Росстата, ФМС России, Всемирного банка, специализированных учреждений ООН), данные информационно аналитических порталов ряда крупных корпораций и научно-исследовательских организаций, а также экспертные оценки отечественных и зарубежных ученых и специалистов.
     
1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ КАК ВИД МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
     
     1.1. Сущность и виды международной трудовой миграции
     
     В результате активно протекающих интеграционных процессов, усиления проявлений интернационализации индустрии и демократизации жизни общества во всем мире, нестабильности экономик многих стран, а также вспышек очагов межнациональных конфликтов вторая половина XX века столкнулась с таким явлением как крупномасштабные межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов, т.е. «международная миграция рабочей силы».
     Международная миграция рабочей силы – это передвижение квалифицированной и неквалифицированной рабочей силы из одной страны в другую сроком более чем на один год, вызванное причинами экономического и социально-культурного характера2. 
     Основные понятия, используемые при международной миграции:
     - иммиграция – въезд трудоспособного населения в страну на определенный срок;
     - эмиграция – выезд трудоспособного населения из страны на определенный срок;
     - миграционное сальдо – количественный показатель разности иммиграции и эмиграции;
     - «утечка умов» – международная миграция высококвалифицированных кадров;
     - реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства;
     - нелегальная миграция – пересечение границ и/или трудовая деятельность в другой стране, осуществляемая незаконными способами.
     ООН явление международной миграции определяет как «любое перемещение людей за пределы национальных границ с изменением места проживания сроком более 12 месяцев»3. В соответствии с классификацией объединенных наций, различают нижеследующие виды международной миграции.
     Безвозвратная – миграция с последующим получением вида на постоянное место жительства.
     Сезонная – миграция лиц с целью устроиться на временную или сезонную работу сроком менее одного года4.
     Временная – миграция трудоспособного населения с целью устроиться на неопределенную работу сроком на несколько лет.
     Временная миграция широко распространена среди неквалифицированной рабочей силы, но также имеет место на рынке высококвалифицированных специалистов. Мигранты данной категории – это люди, отправляющиеся в другую страну с целью устроиться на какую-либо работу на неопределенный срок. В большинстве случаев временные мигранты собираются за несколько лет накопить за рубежом определенный капитал и вернуться на родину для открытия собственного дела. Как отмечалось выше, нередко временная миграция становиться предшественником безвозвратной миграции. Временные мигранты, добившиеся больших результатов в стране пребывания, зачастую, не планируют, возвращение домой, где их ждут смутные перспективы. Именно на эту группу мигрантов планируется воздействие политики правительств стран-экспортеров рабочей силы по стимулированию реэмиграции. 
     Маятниковая – миграция так называемых «фронтальеров» – людей, пересекающих границу более одного раза в неделю, чтобы работать в соседнем государстве5.
     Вынужденная – хотя этот вид миграции вызван не экономическими факторами, но оказывает заметное влияние на рынок труда.
     
     
     Рис. 1.1. Классификация международной миграции
      Источник: составлено автором на основе классификации и по данным Международной Организации Труда (МОТ)
     
     
     Вынужденная миграция представляет собой совокупность территориальных перемещений, связанных с постоянным или временным изменением места жительства людей по независящим от них причинам, как правило, вопреки их желанию. Этот вид миграции вызывают стихийные бедствия, экологические катастрофы, чрезвычайные политические события, а также военные действия, нарушение основных прав и свобод граждан, которые порождают вынужденных мигрантов-беженцев.
     
     
     1.2. Преимущества и недостатки международной трудовой миграции для страны донора и страны реципиента.
     
     Международные миграции трудовых ресурсов вносят ощутимые изменения в экономическую ситуацию, как стран экспортеров, так и стран импортеров рабочей силы и поэтому эти изменения многопланового характера стали актуальными для многих государств и международных организаций.
     Международная миграция рабочей силы играет важную роль в демографическом развитии отдельных стран и регионов мира. Значительные эмиграционные потоки во многих странах имели своим результатом процесс депопуляции. Закономерностью депопуляции, безусловно, является увеличение численности жителей в принимающих странах. К примеру, население Израиля растет главным образом благодаря миграционному приросту. Кроме влияния на динамику роста страны, международная миграция оказывает существенное воздействие на его возрастно-половую структуру, на выравнивание региональных диспропорций и на многие другие важнейшие аспекты общественной жизни государства.
     Некоторые ученые считают миграцию самым действенным способом ослабления напряжения на внутреннем рынке труда. Имеется в виду как привлечение рабочей силы, так и поощрение эмиграции. 
     Под главными стимулами мигрантов подразумеваются существенная разница между доходами на родине и в стране иммиграции, уверенность найти стабильную работу и в будущем получить разрешение на проживание, сроки которого, безусловно, зависят от степени достижения намеченных целей.
     Основными же причинами для работодателей является не только заинтересованность в эксплуатации труда мигрантов, но и из тех соображений как расширение производственных возможностей. Эмигранты увеличивают предложение на рынке труда в определенном квалификационном сегменте страны, и тем самым снижают давление в конкурентной борьбе предприятиям, испытывающим нехватку капитала для инвестиций в рационализацию бизнеса.
     Анализ теории миграции у представителей западных экономических институтов традиционно является одной из важнейших тем исследований. В своих научных работах ученые интерпретируют миграцию как результат существования неодинаковых экономических, общественно-политических условий в странах-экспортерах и импортерах рабочей силы или как следствие неравномерности в обеих групп стран. Они попытались конкретизировать движущие мотивы миграции и установить количественные зависимости между отдельными факторами и интенсивностью миграционных потоков. Миграция учеными анализировалась исходя из результатов использования труда мигрантов для экономики страны реципиента.
     В соответствии с неоклассической теорией, рабочая масса в своей целостности стремится из регионов с низкой заработной платой в высокооплачиваемые регионы, в то время как капитал движется в обратном направлении. В Итоге, миграция увеличивает уровень заработной платы в стране эмиграции и понижает её в стране иммиграции до тех пор, пока не установится равновесие. В состоянии равновесия амплитуда между уровнями зарплаты становиться равной издержкам миграции между странами и чистая миграция прекращается. Теоретически, трудовая миграция соответственно существует до достижения этого равновесия и не должна прерываться пока амплитуда в ожидаемых доходах, не учитывая издержек миграции, не станет равной нулю. В чистой теории эмигранты должны стремиться в ту страну, где их ожидаемый чистый выигрыш наиболее высок6.
     Однако, в странах, являющихся традиционными экспортерами рабочей силы в государства Западной Европы также происходит устойчивое увеличение возраста населения. К концу XX века средний возраст населения центрально- и восточноевропейских стран был незначительно ниже, чем в Западной Европе. По этой причине миграцию рассматривают, как незначительный амортизатор процесса старения.
     К концу 90-х годов исследователями особое внимание уделяется тенденции накопления человеческого потенциала. Предполагается, что объем людских ресурсов, является основополагающей предпосылкой экономического подъема государства. Миграция в данном контексте считается одним из объяснений различий в темпах развития между странами.
     Таким образом, международный рынок рабочей силы является совокупностью части национальных рынков, ориентированных на иностранного покупателя, а также представляет собой качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающихся процессов глобализации и интеграции. Вследствие этого национальные рынки становятся более доступными, создавая тем самым благоприятную ситуацию для возникновения транснациональных потоков и перемещений рабочей силы между ними, приобретающих систематический характер.
     
     
     1.3. Специфика интеллектуальной миграции как вида международной трудовой миграции
     
     Интеллектуальная миграция является неотъемлемой частью определенного уровня развития мирохозяйственных связей и наиболее полно проявляется в качестве характеристики инновационной постиндустриальной экономики. Введем еще одно понятие, способствующее сопоставлению процессов и среды, в которой они происходят. Экономика знаний – это вид экономической деятельности, такой этап развития экономики, при функционировании которого возрастает роль научных познаний и информации за счет доступа к мировым ресурсам интеллектуальной собственности на базе современных информационно-коммуникационных технологий. В качестве примера можно привести теорию «обратной связи» (Б. Томас), которая уделяет большое внимание международной трудовой миграции, объясняя перемещение рабочей силы чередованием циклов экономического развития.
     Используемое в работе понятие интеллектуальная миграция зародилось в 1930-х годах, после того как в США начали приглашаться и вывозиться специалисты, инженеры и ученые – беженцы из фашистской Германии. Позднее переманивание высококвалифицированных работников, сказывающееся негативно на научно-техническом и экономическом потенциале страны-донора, получило название «утечка мозгов» («brain drain»). В этой связи уместно упомянуть кейнсианство (по имени Д.М. Кейнса), которое главное внимание уделяет «несовершенной мобильности труда», пытаясь при этом безработицу «вывести» из миграции.
     В настоящее время в мировой практике существует несколько определений понятия интеллектуальная миграция. Однако общим является то, что ее неотъемлемой частью является миграция ученых, инженеров, специалистов в области науки и техники, представителей творческой интеллигенции, а также бизнес-элит и предпринимательского сообщества. Расширенное определение включает в себя весь комплекс миграционных потоков квалифицированных и высококвалифицированных работников, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом более одного года. Это международная миграция научных и преподавательских кадров высокой и высшей квалификации, реально или потенциально занимающихся научными исследованиями и разработками или обслуживанием такой деятельности. При этом некоторыми учеными в категорию выезжающих из страны специалистов, занимающихся квалифицированным, интеллектуальным или творческим трудом, включаются потенциальные высококвалифицированные специалисты (ВКС), а именно: студенты, аспиранты и стажеры, а также работающие по контракту тренеры, спортсмены, артисты и лица творческих профессий. Явно, что данная трактовка слишком расширяет область исследования и затрудняет возможность анализа данных процессов на основе единой методологической базы. Ключевым аспектом интеллектуальной миграции является ее влияние на страну эмиграции. Данный вид миграции несет в себе инвестиционный потенциал для человеческого капитала принимающей стороны и возможность получения мультипликационного эффекта от внедрения и использования труда, изобретений и наработок иммигрантов – высококвалифицированных специалистов, а также их опыта и компетенций, передаваемых местным молодым специалистам. Теория «человеческого капитала» (типичный представитель Дж. Беккер) подходит к миграции как к вкладу в «человеческий капитал», направляемому на рост доходов, образовательного уровня и тому подобного. Интеллектуальная миграция предоставляет возможность создания национального высокотехнологичного сектора путем задействования иностранных высококвалифицированных специалистов7.
     Процессы интеллектуальной миграции рассматривались в научно-исследовательской работе 2012-2013 гг. по теме «Международная интеллектуальная миграция: возможности использования ее потенциала в интересах развития России» (поддержана Министерством образования и науки РФ). Согласно определению одного из руководителей данного проекта, профессора политологии Университета штата Теннесси А. Коробкова, под интеллектуальной миграцией в их работе понимается миграция преподавателей ВУЗов, исследователей, носителей ученых степеней, а также аспирантов и студентов, получающих образование за рубежом. При этом существует и широкая трактовка интеллектуальной миграции, так называемая «элитная миграция», которая включает помимо академического потенциала творческую интеллигенцию и профессионалов высокого класса.8 
     При этом временная миграция квалифицированных и высококвалифицированных кадров практически равнозначна по форме международному сотрудничеству, а постоянная представляет из себя эмиграцию. Современные тенденции также включают и виртуальную передачу знаний и опыта, передачу услуг без физического перемещения9.
     В данном исследовании основной акцент сделан на ключевом разделе, входящем в широкую трактовку понятия интеллектуальная миграция, а именно, на миграции квалифицированных и высококвалифицированных специалистов. При этом процессы миграции студентов и аспирантов, бизнесэлит и творческой интеллигенции автором в работе более подробно не рассматриваются из-за отсутствия конкретных статистических данных, большой вариативности причин и целей, влияющих на принятие решения о переезде, а также из-за эпизодического характера таких процессов. 
     В предлагаемой схеме (рис. 1.2) с учетом использования различных методологий и вышеперечисленных теорий российских и зарубежных ученых приведено уточнение отношения базового широкого понятия интеллектуальной миграции применительно к авторскому подходу в данной работе.
     
     
     Рис. 1.2. Взаимосвязь понятий, входящих в интеллектуальную миграцию 
      
      Источник: составлено автором
     
     Таким образом, в работе рассматриваются миграционные потоки квалифицированных и высококвалифицированных специалистов как часть глобальной интеллектуальной миграции, осуществляемой между государствами специалистами с различными уровнями квалификации и связанной со сменой места жительства и работы на временной и постоянной основе.
     
     
2. ПРОБЛЕМА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ
     
     2.1. Анализ динамики и структуры международной трудовой миграции на современном этапе
     
     В современных условиях и с учетом особенностей развития того или иного региона вне стран своего происхождения проживают миллионы квалифицированных специалистов в сферах науки, техники, экономики и финансов, образования, здравоохранения, бизнеса и инжиниринга. Только в странах ОЭСР количество мигрантов с высшим образованием увеличилось за последнее десятилетие на 70% и составило 31 миллион в 2016 г. При этом 30% из них имеют уровень кандидата или доктора наук и пятая часть из них – это иммигранты из Индии, Китая и Филиппин10 (рис. 2.1). Различные процессы, происходящие в указанных выше наиболее привлекательных и активных регионах мира разнообразны. Если ранее фиксировался в основном отток квалифицированных кадров, то в настоящее время все большее число высококвалифицированных мигрантов участвует в работе по контракту и таким образом обеспечивается взаимообмен и циркуляция интеллектуальных ресурсов, а также важнейшим трендом стало возвращение специалистов на родину и соответствующие программы государств.

     Рис. 2.1. Страны-лидеры по притоку мигрантов, 2016 г., млн человек
      
      Источник: составлено по данным OOH. Департамент по экономическим и социальным вопросам. International migration report 2016. [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migratio nreport/docs/MigrationReport2016 Highlights.pdf 

     Рис. 2.2. Страны-лидеры по доле мигрантов в населении, 2016 г., %
      
      Источник: составлено по данным OOH. Департамент по экономическим и социальным вопросам. International migration report 2016. [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migratio nreport/docs/MigrationReport2016 Highlights.pdf 

     Рис. 2.3. Страны-лидеры по количеству выбывших, 2016 г., млн человек
      
      Источник: составлено по данным OOH. Департамент по экономическим и социальным вопросам. International migration wallchart 2016. [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/en/development/desa/population/publications/migration/migration-wallchart-2016.shtml 

     Рис. 2.4. Основные миграционные коридоры мира, 2016 г., млн человек
      
      Источник: составлено по данным OOH. Департамент по экономическим и социальным вопросам. International migration report 2016. [Электронный ресурс]. URL:http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migratio nreport/docs/MigrationReport2016 Highlights.pdf 
      
Таблица 2.1
     Миграционные коридоры, 2016 г., млн человек

      Источник: составлено по данным OOH. Департамент по экономическим и социальным вопросам. International migration report 2016. [Электронный ресурс]. – URL:http://www.un.org/en/development/desa/population/migration/publications/migrationreport /docs/MigrationReport2016 Highlights.pdf 
     
     Высококвалифицированные специалисты различных сфер деятельности являются важнейшим компонентом современной мировой экономики и принимают участие в функционировании системы хозяйствования всех стран. С 2000 по 2010 гг., в странах-членах ОЭСР занятость в сфере науки и техники росла быстрее, чем занятость в других секторах экономики, связанных с высококвалифицированной рабочей силой. Принимая за 100% общую занятость за последнее десятилетие 2000-2010 гг., высококвалифицированные дипломированные специалисты составляли более чем 50% общего числа занятого населения в странах ЕС и США11. Наибольшее количество специалистов высокой квалификации от общего количества занятых, были сконцентрированы в странах-членах ОЭСР, в частности Великобритания, Люксембург и Ирландия насчитывают около 50% всех высококвалифицированных мигрантов. В Норвегии, Швейцарии, Дании и США от 75 до 80% наймов на работу проводят из числа дипломированных специалистов в области гуманитарных и технических дисциплин.
     2.2. Проявления проблемы утечки умов в мировом масштабе
     
     Глобальный финансово-экономический кризис вызвал рост безработицы и неполной занятости в мире. В странах ОЭСР в 2011 г. количество неработающих мигрантов составило 7,1 млн. человек при среднем уровне безработицы 11,6%12. Мигранты особенно уязвимы в периоды экономического спада и часто в первую очередь страдают от сокращение рабочих мест и в дополнение сталкиваются с ухудшениями условий труда. Категория высококвалифицированных специалистов, хотя обычно и работает в более благоприятных правовых рамках и условиях труда относительно низкоквалифицированных мигрантов, тем не менее пострадала от последствий кризиса. Кризисные явления и последствия оказали влияние на иммиграционную политику по привлечению высококвалифицированных кадров в пяти регионах: Азии, Австралии, Европе, на Ближнем Востоке и в Северной Америке. До недавнего времени многие страны проводили активную политику по привлечению высококвалифицированных кадров из-за рубежа. С наступлением кризиса и увеличением давления на рынок труда главной задачей государственной политики в области миграции некоторых развитых и развивающихся стран стало сохранение и стимулирование местных специалистов, и многие правительства ввели ограничения на миграцию высококвалифицированного кадрового состава. Однако, как показывает анализ изменений в миграционной политике, ограничения в основном коснулись ужесточения критериев, а не смены направленности политики как таковой. Определенное число стран сопротивлялось введению каких-либо ограничений по приему высококвалифицированных работников на том основании, что привлечение специалистов может повысить конкурентоспособность экономики, таким образом, внести вклад в восстановление после кризиса. Из данных табл. 2.2 видно, что за десятилетний период занятость в странах ОЭСР высококвалифицированного персонала росла во всех странах, имея ярко выраженную положительную динамику, при том что занятость низкоквалифицированных работников не имела четко выраженного тренда.
Таблица 2.2
Рост занятости по квалификации работников, 2000-2016 гг., %
Страны ЕС и США (ОЭСР)
Управленческий и административный персонал, менеджеры
Технический, высококвалифицированный персонал
Квалифицированный обслуживающий персонал, операторы
Низкоквалифицированный персонал
Всего
Люксембург
83
54
-11
-9
22
Франция
42
21
-5
35
11
Испания
38
58
7
17
19
Швеция
31
17
-2
22
10
Швейцария
29
16
0
15
10
Бельгия
28
10
1
-6
9
Греция
25
41
-7
44
7
Ирландия
22
42
2
-4
10
Германия
21
14
-2
9
7
Венгрия
18
-2
-7
11
0
Норвегия
18
22
5
-16
10
Португалия
16
24
-5
-10
0
США
13
10
-2
26
10
Нидерланды
12
8
2
6
7
Австрия
11
61
-4
39
11
Дания
8
17
-6
-16
0
Финляндия
8
8
-2
9
3
Италия
5
33
-8
32
4
Великобритания
3
56
-6
39
6
Чехия
-3
39
1
-36
5
      Источник: составлено по данным Eurostat и American Community Survey (Int.Migration outlook 2012, 2016). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd.org/migration/international-migration-outlook-1999124x.htm 
     
     Важное значение иностранной рабочей силы, в том числе квалифицированных специалистов, сохраняется в странах ОЭСР, несмотря на кризисные явления в современной экономике. По данным международной статистики, доля иностранных работников (от общего их числа в разных странах), занятых в отраслях, требующих применения квалифицированного и высококвалифицированного труда, в период 2011-2014 годов практически не изменилась. При этом доля иностранных специалистов (от общего их числа по странам), занятых в сфере бизнес-управления и инжиниринга возросла за этот период в большинстве стран ОЭСР в 2-4 раза. Конкретные показатели структуры отраслевой занятости иностранных работников в высокотехнологичных отраслях по странам приведены в табл. 2.3.
     Таблица 2.3
     Структура занятости иностранных работников по отраслям экономики в странах ОЭСР, %

Добыча полезных ископаемых, промышленность, электроэнергетика
Образование
Здравоохранение
Бизнес-управление и инжиниринг

2011 г.
2016 г.
2011 г.
2016 г.
2011 г.
2016 г.
2011 г.
2016 г.
Австрия
17,8
17,6
4,3
4,2
9,5
9,6
2,6
10,4
Бельгия
13,3
12,9
5,5
5,6
10,9
11,0
9,9
21,3
Чехия
31,1
27,1
5,2
3,4
4,6
4,0
3,1
9,7
Дания
13,9
15,5
9,5
9,5
21,5
16,2
3,2
10,8
Финляндия
15,3
15,3
8,1
6,6
11,7
13,9
2,5
8,2
Франция
11,7
10,2
5,2
6,0
11,6
13,8
6,4
13,2
Германия
25,6
25,3
4,5
4,2
10,7
11,2
2,4
10,0
Греция
13,4
11,6
1,5
1,9
3,2
3,1
0,9
6,5
Венгрия
23,9
20,4
9,8
6,6
9,4
6,7
4,5
9,8
Исландия
19,1
25,6
8,9
11,3
14,5
9,8
-
9,9
Ирландия
17,1
15,3
4,9
4,3
14,4
13,4
2,2
7,5
Италия
20,6
20,2
1,9
2,0
4,8
5,2
1,4
6,4
Люксембург
6,8
6,5
4,1
4,4
7,4
8,3
14,4
18,8
Нидерланды
14,5
14,7
6,6
5,9
16,4
14,5
6,3
14,8
Норвегия
12,0
13,1
6,5
6,7
24,3
19,2
3,0
11,8
Португалия
14,1
13,5
9,1
8,8
7,2
9,7
7,1
12,5
Словения
31,0
29,5
5,0
5,7
5,9
7,4
2,8
8,2
Испания
9,3
9,0
2,2
2,7
5,0
5,1
2,0
8,3
Швеция
13,2
11,8
11,3
11,0
19,3
18,6
3,7
12,1
Швейцария
18,4
17,4
5,3
5,7
13,1
13,1
2,2
6,5
Турция
20,5
29,0
6,6
14,1
3,0
6,0
5,9
14,7
Великобритания
10,6
11,5
8,2
7,6
15,6
14,0
4,1
10,1
США
12,9
12,5
5,8
5,5
12,1
12,1
2,4
2,6
      Источник: составлено по данным Eurostat и American Community Survey (International Migrationoutlook, 2015). [Электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd.org/migration/international-migration-outlook-1999124x.htm .
     Чрезмерные ограничения миграционной политики могут иметь долгосрочные негативные последствия для рынков труда из-за специфики работы высококвалифицированных специалистов. Важной составляющей являются заказы и актуальные проекты, условия труда, оснащенность рабочих мест. Эффективная миграционная политика направлена на привлечение специалистов с учетом удовлетворения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей экономического развития, обеспечивая гибкость рынка труда в меняющихся экономических условиях.
     
     
     2.3. Зарубежный опыт регулирования интеллектуальной миграции

     Для сравнения предлагается рассмотреть миграционную политику ведущих мировых держав с учетом их экономического развития и миграционной привлекательности. Основными странами приема высококвалифицированных специалистов являются США, Канада, Германия, Саудовская Аравия, Катар. В табл. 2.4 сравниваются основные составляющие миграционной политики этих стран по отношению к высококвалифицированным мигрантам.
Таблица 2.4
Различия в миграционной политике стран-лидеров по привлечению высококвалифицированных специалистов
Страна
Основа миграционной политики
Стратегия по высококвалифицированным мигрантам
Основные результаты и перспективы
Германия13
*Ограничение иммиграции, с преференциями по въезду для высококвалифицированных специалистов (ВКС);
Необходимость конкурировать с другими странами ЕС за лучшие условия для квалифицированных мигрантов
Предоставление ПМЖ для высококвалифицированных специалистов и высокооплачиваемых работников;14
*Строгие условия въезда и регистрации для низкоквалифицированных мигрантов;
Некоторые преференции в отношении иностранных выпускников немецких ВУЗов.
*Из-за ограниченной иммиграции проблемы со сменой статуса студентов, получение разрешения на работу;
Подтверждение финансового статуса для продления разрешения на учебу;
Потоки миграции ВКС далеки от ожиданий.
Канада15
*Миграция ВКС как элемент общей стратегии развития страны, с целевыми уровнями компетенций для въезда;
*Иммиграция необходима для сокращения дефицита собственных ВКС.
*Отбор ВКС и стимулирование путем предоставления семье вида на жительство по Federal skilled Trades Program (FSD)16;
*Послабления для международных студентов.
*Привлечение иностранных КС и ВКС, имеющих рабочие профессии, - строительство, сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых, управление техникой.
*Контроль целевого уровня компетенций *Проблемы с трудоустройством у прибывших ВКС без приглашения на работу.
США
*Защита интересов местных работников, при этом удовлетворение нужд работодателей по привлечению ВКС;
*Ограничение притока низкоквалифицированных мигрантов и общей иммиграции в целом.
*Квоты для наиболее квалифицированных категорий работников;
*Необходимо приглашение на работу (подписанный контракт);
Долгосрочное соглашение на работу по программам трудоустройства;
*Небольшие послабления для международных студентов.
*По программам трудоустройства заявлений поступило больше и с тех пор ведутся списки очередников;
*Возможность получения различных типов виз (обмен, для компаний, работающих на территории США и в других странах, и прочие)
Саудовская Аравия17
*Опора на иммиграцию, активное привлечение ВКС;
Стимулирования притока в т.ч. международных студентов.
Сокращение притока низкоквалифицированных
иммигрантов
*Въезд в страну по приглашению компании или за счет частного лица (контракт не обязателен);
*Пригласившая сторона ответственна за возобновление визы через год и предоставление вида на жительство через 2 года.
*Реформы по предоставлению иностранным работникам права на судебные разбирательства
*Увеличение кол-ва международных студентов
      Источник: составлено по материалам национальных миграционных программ
     Вышеизложенный анализ существующей политики в ряде стран в связи с высокой миграцией квалифицированной рабочей силы выявил как некоторые общие черты в разных странах, так и значительные различия. Тенденции изменений в миграционной политике по отношению к высококвалифицированным и опытным специалистам заключаются в различиях между миграционными системами, ориентированными на спрос или на предложение рабочей силы. В частности, вводятся различные квоты, пределы уровня квалификации, профтестирования и списки очередников, а также временный и постоянный доступ на рынок труда и студенческие визы. США и Канада ориентированы на предложение рабочей силы, так как уже не испытывают острого дефицита в высококвалифицированных специалистах, поэтому доступ на местный рынок труда ограничен подписанным ранее контрактом. В Германии, Саудовской Аравии и Катаре рынок труда ориентирован на спрос, таким образом стимулируется приток высококвалифицированных специалистов, в основном необходимо лишь приглашение-спонсорство от местной организации, далее рынок труда открыт для поиска вакансий. Существует поддержка студентов и выпускников местных ВУЗов.
     На основе анализа мирового опыта можно сделать вывод, что миграция высококвалифицированных специалистов распространена во всех странах, однако носит ограниченный характер из-за специфики экономической системы и положения в конкретной стране. 
     Рассматривая проблему интеллектуальной миграции стоит отметить, что на мировом рынке труда высококвалифицированные специалисты с опытом работы и значительными научными результатами представляют элитную ячейку профессионалов, как правило задействованных в различных проектах на контрактной основе. В этом случае, наиболее перспективным направлением многие страны избрали стратегию воспитания и обучения молодых специалистов, студентов, аспирантов – тех, кто в будущем будет развивать высокотехнологичные сферы страны пребывания на постоянной или долгосрочной контрактной основе, од.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44